Севморпуть. Фото: If24.ru
  • 11-11-2025 (12:00)

Перевозки по Севморпути остались экзотикой: за год выполнено 18 рейсов

update: 11-11-2025 (12:00)

Поставки нефти по Северному морскому пути (СМП) на азиатский рынок в 2025 году снизились на 4,2%, до 1,83 млн тонн, написал 11 ноября "Коммерсант" со ссылкой на данные консультационного центра "Гекон".

При этом количество выполненных рейсов осталось прежним — 18.

Речь идет о поставках из портов Балтики — Приморска и Усть-Луги, Мурманска и с арктической платформы "Приразломная" "Газпром нефти" в Печорском море. Летне-осеннюю навигацию через восточный сектор СМП для нефтяных грузов

можно считать завершенной: она стартовала в середине июля, последняя партия вышла с СМП 28 октября.

НОВОСТИ

Навигация через восточный сектор СМП экономит танкерам до десяти дней пути в сравнении с проходом через Суэцкий канал. В 2024 году поставки нефти по СМП выросли сразу на 30% год к году, до 1,91 млн тонн, ожидалось, что РФ увеличит объемы отгрузок сырья по СМП и в 2025 году, планы оказались нереализованными, на долю СМП приходится менее 1% от общего объема поставок. В "Росатоме", оперирующем СМП, от комментариев отказались.

Нефть вывезена главным образом в Китай (1,3 млн тонн), в Южную Корею (0,2 млн тонн). Еще 0,2 млн тонн было отгружено на порт Находка в каботаже для последующей перевалки на экспорт (страна поставки не определена). В целом грузопоток нефти в акватории СМП, по данным "Гекон", за десять месяцев 2025 года составил 6,8 млн тонн, снизившись на 1% год к году. С учетом вывоза нефти с платформы "Приразломная" и терминала Варандей на перевалку в морской порт Мурманск общий грузопоток нефти Трансарктического транспортного коридора за десять месяцев снизился на 3% год к году, до 13,5 млн тонн.

Аналитики Центра ценовых индексов (ЦЦИ) отметили, что флот танкеров, которые могут эксплуатироваться на СМП, гораздо меньше, чем флот танкеров, не обладающих допуском к работе во льдах (греческие судовладельцы, например, практически не заказывают такие суда на верфях), что в целом может сдерживать рост перевозок на данном маршруте.

По этой же причине в ЦЦИ не ожидают резких изменений по объемам перевозки нефти в 2026 году.

Согласно проекту стратегии развития Арктики, составленному Минвостокразвития в 2020 году, к 2024 году перевозки грузов по СМП должны вырасти до 80 млн тонн (с 20,2 млн в 2018); до 2030 года они составят 120 млн тонн, а в 2035 году — 160 млн тонн. Основным грузом на Северном морском пути должен стать СПГ с российских проектов (производство СПГ в Арктике, согласно проекту стратегии, вырастет до 46,7 млн тонн в 2024 году, 73,5 млн в 2030 и 120 млн в 2035 г.); оставшиеся около 15 % перевозки грузов должна занять нефть. Война изменила все планы, проект СМП уходит в прошлое.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы раздела
  • 11-11-2025 (10:59)

Иркутская область в 2026 году сократит поддержку муниципалитетов: денег не хватит ни на что

Материалы сюжета
  • 07-10-2020 (20:02)

Полиция задержала шестерых активистов в центре Петербурга

  • 05-10-2020 (21:06)

Митингующие работники порта во Владивостоке закидали касками главу компании FESCO

  • 20-07-2020 (18:04)

В Амурской области задержали 11 участников бунта строителей газоперерабатывающего завода